История одного поисковика
На заре интернета (начало 2000-х) Яндекс был мягкий, пушистый, а также очень клиентоориентированный. А как же ещё, ведь без своих пользователей он был никем, и звать его было «никак». Люди активно пользовались Яндексом, который благодаря этому развивался. И вот в какой-то момент Яндекс решил, что Рунет его собственность: строили все вместе, а собственник, оказывается, один.
И тут началось: бесконечные фильтры, всевозможные алгоритмы, улучшающие поиск и т.д. Дошло до того, что в поисковой выдаче первая страница стала забита целиком и полностью сервисами Яндекса: Дзен, Новости, Картинки и т.п., отправив все остальные сайты далеко и надолго за пределы 1-ой страницы поиска, почему-то решив, что его сервисы самые релевантные. Один только АВТО.РУ чего стоит (куплен в 2014) – забил собой все первые места выдачи. Да и рекламные места по самым дорогим запросам также его: Яндексу же ничего не стоит прорекламировать свой сервис в другом своем же сервисе – это ж бесплатно.
А Дзен – это отдельная история. Отжав поиск (органическая выдача), Яндекс решил создать контекстную сеть, которая станет альтернативой для всех, кого выкинули из поиска. Многие от безысходности туда и пошли в надежде развить свои каналы и вместе с тем заработать. Но заработать в Дзене невозможно на тех условиях, что там предложены. Опытные авторы это сразу поняли и вскоре оттуда свалили, отказавшись работать за копейки, ведь нормальный и адекватный человек за гроши работать не будет. Но многие остались, и теперь благодаря этим «многим» Дзен превратился в контентопомойку. В свое время, когда я уходил из Дзена, меня долго и упорно пугала техподдержка, что я не смогу больше НИКОГДА туда вернуться. Вот это "потеря потерь"! Жаль, скрин этого диалога не сделал.
Дальше – больше. Все знают, что такое Турбо-страницы? Верно, это облегченные страницы с быстрой загрузкой, хранящиеся на серверах Яндекса. В бородатые времена, когда не было адаптива, может это и было плюсом, но только для тех, кто не в теме. А кто в теме, тот знает, что, подключив сайт к Турбо-страницам, можно разместить только рекламу от Яндекса (облом с Adsense и всеми остальными) + потеря трафика (все заходы на серверах Яндекса). В общем, одни минусы и убытки. А тот факт, что многие сайты принудительно подключали к Турбо-страницам, вообще убил. Причем просто так от них было не отказаться: помимо одноименного переключателя «вкл/выкл» в Вебмастере, нужно было создать файл с четко определенным синтаксисом, в котором необходимо было прописать для каждого из подключенных материалов тег «disable». Это можно было сделать вручную, что при объеме публикаций в несколько десятков (сотен) тысяч было ещё тем кайфом, либо наняв программиста, который бы решил этот вопрос за определенную сумму денег. Короче, по принципу "не по своей воле, но за свои деньги". Но только так можно было отключиться от Турбо-страниц.
Понятно, что Яндекс развивается и для большинства людей он несет как бы добро. Но вот какой ценой он это делает, по скольким головам прошелся (и ещё пройдется) и по каким принципам собирается дальше существовать – вопрос.
Обычных "потребителей" эти и подобные вопросы мало волнуют – им нужен результат. Как в поисковой строке: ввел вопрос – получил ответ. Но на фоне этой огромной толпы есть небольшая горстка людей, которая так или иначе пострадала от монополистических действий Яндекса. В забытье ушли реально достойные сайты, создатели которых не ставили во главу угла монетизацию трафика.
Всё это лишь маленькая капелька правды о Яндексе, изложенная в очень сжатой форме. По факту есть столько всего, что одним постом ограничиться нереально. Возможно, найдутся люди – единомышленники, в сотрудничестве с которыми можно будет собирать (не забывать) все «блага» от Яндекса, данные нам в ощущениях.
В общем, делайте выводы и спасибо, что дочитали до конца. Статья будет ещё долго дополняться и корректироваться, обрастая новыми подробностями и фактами из жизни Яндекса.
Всем Мир и много трафа!
Оцените публикацию
Вы должны авторизоваться, чтобы оставлять комментарии