30 октября 2025 г.

Масштабная реформа высшего образования: как изменятся правила приема в вузы с 2026 года

Грядущие изменения в правилах приема в вузы могут навсегда изменить образовательную траекторию тысяч абитуриентов — узнайте, как подготовиться к новым требованиям и не остаться за бортом высшего образования
Содержание
  • Новая система распределения платных мест: основные принципы
    • Формула расчета и повышающие коэффициенты
    • Ограничения для слабых абитуриентов
  • Расширение перечня вступительных испытаний: история как новый обязательный предмет
    • Изменения в приемной кампании 2026-2027 годов
    • Вузы получат право выбора
  • Повышение минимальных баллов ЕГЭ: насколько вырастут требования
    • Сравнительный анализ изменений по предметам
    • Цели и последствия ужесточения критериев
  • Межведомственное регулирование: кто будет определять количество платных мест
    • Процедура утверждения лимитов
    • Возможности вузов для корректировки решений
  • Перспективы реформы: как изменения повлияют на абитуриентов и вузы
    • Ожидаемые последствия для качества образования
    • Альтернативные пути получения образования
  • Видео

В 2026 году российская система высшего образования ожидает значительное преобразование: Минобрнауки планирует ввести новые критерии набора абитуриентов как на бюджетные, так и на платные места. Эти изменения затронут более 40 специальностей и коснутся тысяч будущих студентов по всей стране. Реформа направлена на повышение качества образования и оптимизацию приема в вузы, но как она отразится на возможностях выпускников школ — вопрос, который активно обсуждается в образовательном сообществе.

Новая система распределения платных мест: основные принципы

С 1 сентября 2025 года в силу вступил закон о государственном регулировании платного приема в вузы, который коренным образом меняет подход к формированию контингента студентов-платников. Согласно новым правилам, предельное количество мест по договорам теперь будет утверждаться на правительственном уровне, а не определяться вузами самостоятельно. Это нововведение затронет как государственные, так и частные учебные заведения, за исключением вузов, подведомственных силовым ведомствам.

Регулирование будет применяться к специальностям, вошедшим в специальный перечень, который еще предстоит окончательно утвердить. Предполагается, что в этот список войдут такие направления, как "Юриспруденция", "Экономика", "Менеджмент", "Психология", "Автоматизация технологических процессов и производств", "Нефтегазовое дело" и другие . Такой подход, по замыслу инициаторов, позволит устранить дисбаланс между количеством выпускников и потребностями рынка труда.

Формула расчета и повышающие коэффициенты

Количество платных мест будет рассчитываться по специальной математической формуле. Согласно проекту методики, это число представляет собой произведение среднего количества принятых "платников" за последние три учебных года и специального повышающего коэффициента . Если направление подготовки относится к области образования, имеющей долю обучающихся более 50% от общей численности студентов вуза, значение коэффициента устанавливается на уровне 1,1, в остальных случаях он равен 1.

Такой дифференцированный подход позволит расширить платный прием по профильным для вуза специальностям, где сконцентрированы основные ресурсы и компетенции учебного заведения. Для специальностей, которые являются новыми для вуза, по умолчанию будет предусматриваться не более 10 платных мест, что предотвратит необоснованное расширение образовательных программ без соответствующей ресурсной базы.

Ограничения для слабых абитуриентов

Одним из самых дискуссионных нововведений стал полный запрет платного приема по специальностям, где средний балл ЕГЭ зачисленных в 2025 году оказался ниже 50 . Это правило призвано стимулировать вузы к более качественному отбору абитуриентов и предотвратить ситуации, когда недостаточно подготовленные студенты оказываются не в состоянии освоить программу высшего образования.

Статистика показывает, что в 2024/25 учебном году по причинам неуспеваемости было отчислено 186 132 студента, что составляет 4% от общего контингента обучающихся в российских университетах . Именно на сокращение этих показателей и направлены новые требования к минимальным баллам ЕГЭ и качеству приема.

Расширение перечня вступительных испытаний: история как новый обязательный предмет

Помимо изменений в распределении платных мест, Минобрнауки предложило расширить перечень вступительных испытаний для абитуриентов. Одно из значимых нововведений касается введения ЕГЭ по истории для ряда гуманитарных направлений, где ранее требовалось только обществознание . Эта инициатива получила поддержку на высшем уровне после выступления ректора МГИМО Анатолия Торкунова.

Изменения затронут такие специальности, как "Юриспруденция", "Конфликтология", "Таможенное дело", "Публичная политика и социальные науки" и другие . Однако окончательное решение о включении истории в перечень вступительных испытаний каждый вуз будет принимать самостоятельно: некоторые учебные заведения могут заменить ею обществознание, другие — ввести в качестве дополнительного, четвертого экзамена.

Изменения в приемной кампании 2026-2027 годов

Срок вступления изменений в силу в случае утверждения — 1 марта 2026 года . При этом со списком вступительных ЕГЭ для приемной кампании 2026/2027 учебного года вузам по закону необходимо определиться до 20 января 2026 года. Это означает, что абитуриенты, планирующие поступать в 2027 году, уже должны учитывать возможные изменения при подготовке к ЕГЭ.

Введение истории как обязательного предмета для гуманитарных и социально-экономических направлений отражает растущее внимание к историческому образованию и формированию национальной идентичности. Это также соответствует глобальному тренду усиления исторической составляющей в образовательных программах университетов всего мира.

Вузы получат право выбора

Важно отметить, что проект документа предусматривает возможность для каждого учебного заведения самостоятельно решать, как именно включить историю в перечень вступительных испытаний . Такой гибкий подход позволит учесть специфику разных вузов и их образовательных программ, избежая излишней унификации требований.

Ожидается, что ведущие университеты страны, особенно в сфере гуманитарного образования, активно воспользуются этим правом и уже с 2026 года начнут учитывать результаты ЕГЭ по истории при отборе абитуриентов. Это может существенно повлиять на стратегию подготовки выпускников, выбирающих соответствующие направления.

Повышение минимальных баллов ЕГЭ: насколько вырастут требования

Минобрнауки предложило повысить пороговые значения ЕГЭ для поступления в подведомственные вузы по шести предметам. Проект приказа с новыми минимальными баллами для приемной кампании 2026/2027 учебного года уже опубликован для общественного обсуждения . В пояснительной записке к документу отмечается, что эти изменения инициированы "с целью повышения качества образования, в том числе получаемого по договорам об оказании платных образовательных услуг".

Анализ приемной кампании 2025/26 учебного года показал необходимость корректировки минимальных баллов. Согласно оценкам ведомства, предлагаемые изменения затронут около 1% поступающих, что свидетельствует о точечном характере регулирования и его минимальном влиянии на общую доступность высшего образования.

Сравнительный анализ изменений по предметам

Наиболее значительный рост минимального порога предусмотрен для иностранного языка — сразу на 10 баллов (с 30 до 40) . Такое решение объясняется необходимостью привести требования по этому предмету в соответствие с другими дисциплинами, где минимальные баллы уже были установлены на уровне 40 и выше.

По истории минимальный балл повышается с 36 до 40, по физике — с 39 до 41, по химии и биологии — с 39 до 40, по информатике — с 44 до 46 баллов . При этом баллы по русскому языку (40), профильной математике (40), обществознанию (45), географии (40) и литературе (40) сохранятся на прежнем уровне .

Цели и последствия ужесточения критериев

Как пояснили в Минобрнауки, повышение минимальных баллов "ограничит возможность поступления абитуриентов с недостаточным уровнем подготовки, который препятствует полноценному освоению программ высшего образования и росту квалификации после завершения обучения" . Это также позволит более рационально использовать ресурсы вузов за счет снижения рисков отчисления плохо подготовленных абитуриентов.

Эксперты отмечают, что такие изменения мотивируют школьников к более качественному освоению школьной программы и взвешенному планированию процесса поступления . Одновременно это ставит новые задачи перед школами в части организации образовательного процесса и повышения квалификации педагогических кадров.

Межведомственное регулирование: кто будет определять количество платных мест

Для согласования предельного количества платных мест Минобрнауки создаст межведомственную рабочую группу при конкурсной комиссии ведомства . В ее состав войдут представители федеральных ведомств — учредителей образовательных организаций, органов власти, а также объединений работодателей и профильных организаций. Такой состав призван обеспечить учет интересов всех стейкхолдеров образовательного процесса.

Согласно установленным срокам, до 5 ноября 2025 года Минобрнауки разместит в личных кабинетах университетов предложения о лимитах по местам на платное обучение на 2026/27 учебный год . После этого вузы в течение пяти рабочих дней смогут внести свои предложения и изменения вместе с обоснованием. Такой короткий срок, однако, вызывает concerns у экспертов о риске формального подхода к подготовке документов.

Процедура утверждения лимитов

После того как вуз представит свои предложения и корректировки по платным местам, Минобрнауки рассмотрит их до 20 ноября 2025 года и направит в межведомственную рабочую группу проект по предельному количеству мест . На основании рекомендаций комиссии министерство до 31 декабря этого же года утвердит итоговое количество платных мест на 2026/27 учебный год.

При наличии в структуре вуза филиалов количество мест для платного приема определяется раздельно для головного вуза и для каждого филиала. "Обменивать" или "дарить" места от головной организации в филиалы и обратно, а также между филиалами не допускается . Это правило призвано предотвратить манипуляции с квотами и обеспечить прозрачность распределения.

Возможности вузов для корректировки решений

Проект методики предусматривает возможность увеличения квот до 15% при аргументированных возражениях вуза . Это важный элемент гибкости системы, позволяющий учесть специфику отдельных учебных заведений и их образовательных программ. В качестве обоснования вузы могут ссылаться на такие факторы, как средний балл ЕГЭ, востребованность выпускников и объем платного приема текущего года.

Такой диалоговый формат взаимодействия между регулятором и образовательными организациями должен способствовать выработке сбалансированных решений, учитывающих как государственные интересы, так и специфику конкретных вузов. Однако эффективность этого механизма станет ясна только в процессе его практической реализации.

Перспективы реформы: как изменения повлияют на абитуриентов и вузы

Реформирование системы приема в вузы имеет далекоидущие последствия для всей образовательной экосистемы России. С одной стороны, ужесточение требований к минимальным баллам ЕГЭ и введение лимитов на платный прием направлено на повышение качества высшего образования. С другой — эти меры могут ограничить доступность высшего образования для определенных категорий абитуриентов.

В контексте этих изменений приобретают особую актуальность исследования качества образования, проведенные в период пандемии. Масштабные опросы более 30 000 студентов и 24 000 преподавателей выявили критические факторы достижения образовательных результатов в современных условиях . Среди них — самоопределение и самоорганизация студентов, развитие компетенций преподавателей, переход к цифровой экосистеме и создание персонализированной образовательной среды.

Ожидаемые последствия для качества образования

Ограничение платного приема затронет в первую очередь вузы, "не заботящиеся о качестве поступающих" . Как отмечают эксперты, на учебные заведения, где ответственно подходят к отбору студентов, "значительного влияния это оказать не должно" . Таким образом, реформа должна стимулировать вузы к повышению стандартов отбора абитуриентов и качества образовательных программ.

Еще одним важным аспектом является сокращение разрыва между средним баллом ЕГЭ бюджетников и платников на технических направлениях, где "слабые тянут сильных вниз, и это сказывается на качестве всего обучения" . Регулирование платного приема может сократить этот разрыв, повысив уровень поступивших на платные места.

Альтернативные пути получения образования

Для абитуриентов, которые не смогут набрать необходимые баллы для поступления в вузы, остаются доступными такие альтернативы, как колледжи и другие учреждения среднего профессионального образования. Однако, как отмечается в некоторых анализах, многие программы там не пользуются спросом у работодателей, а перспективы трудоустройства остаются туманными.

В более широком контексте, реализуемые реформы соответствуют мировой практике регулирования доступа к высшему образованию. Подобные меры ранее внедрялись в Германии и Китае, однако их результаты оказались неоднозначными . В Германии студенты переключились на обучение в частных вузах, а в Китае ограничения привели к усилению социального неравенства.

Опыт других стран показывает, что важным условием успешности таких реформ является развитие системы среднего профессионального образования и создание гибких образовательных траекторий, позволяющих студентам переходить между различными уровнями образования с учетом их способностей и потребностей рынка труда.

Читайте также про переход российских вузов на новую систему образования с 2026 года: что изменится, какие реформы будут внедрены и как это повлияет на студентов.

Видео

Оцените публикацию

Вы не можете оценивать публикации.
22 комментария
Новые в конце
Лучшие Новые в конце Новые в начале

Вы должны авторизоваться, чтобы оставлять комментарии

30 октября 2025, 00:45
Мой брат столкнулся с подобной ситуацией в прошлом году. Он хотел на психологию, но баллов не хватило. Мы нашли выход: он пошел на смежную специальность в колледже, а теперь планирует перевестись в вуз. Советую рассмотреть такой путь — сначала среднее профессиональное образование, затем высшее.
+4
#
30 октября 2025, 11:49
Меня беспокоит, что из-за этих изменений многие талантливые ребята из регионов не смогут поступить в хорошие вузы. Им и сейчас сложно конкурировать со столичными абитуриентами, а когда планку поднимут ещё выше — вообще шансов не останется.
+1
#
30 октября 2025, 15:43
Правда ли, что историю сделают обязательным предметом для всех гуманитарных специальностей? И когда это произойдет?
0
#
30 октября 2025, 18:46
Согласно проекту, история станет обязательной для многих гуманитарных направлений, но каждый вуз будет самостоятельно решать, как именно ее включить в перечень экзаменов. Изменения планируются с 2026 года.
0
#
31 октября 2025, 00:19
Значит есть вероятность, что в некоторых вузах история заменит обществознание? Это серьезно изменит стратегию подготовки.
0
#
31 октября 2025, 01:47
Проект документа предусматривает введение истории для таких направлений как «Юриспруденция», «Конфликтология», «Таможенное дело». Но окончательное решение все же за вузами.
0
#
31 октября 2025, 11:51
Интересно, как эти изменения отразятся на качестве образования в целом. Теоретически, более высокий порог отбора должен улучшить уровень подготовки студентов, но не приведет ли это к тому, что вузы начнут терять финансирование из-за сокращения платного приема?
+2
#
31 октября 2025, 14:51
Как именно будет работать формула расчета платных мест? Никак не могу разобраться в этом сложном математическом расчете.
0
#
31 октября 2025, 15:44
Формула действительно кажется сложной только на первый взгляд. Если кратко, количество платников равно среднему числу принятых за последние три года, умноженному на специальный коэффициент. Если направление относится к основной области вуза, коэффициент составляет 1,1.
+2
#
31 октября 2025, 15:45
Спасибо за разъяснение! Теперь стало понятнее. Получается, вузы смогут увеличить платный прием только по своим профильным направлениям?
0
#
31 октября 2025, 15:47
Именно так. Это стимулирует вузы развивать то, что у них действительно хорошо получается, а не набирать платников на всё подряд.
0
#
31 октября 2025, 16:40
Знаю по опыту друзей: когда в прошлом году повысили порог по математике, они нашли вузы, которые проводили дополнительные внутренние экзамены. Стоит узнавать в приемных комиссиях о такой возможности — иногда можно компенсировать низкий балл ЕГЭ хорошим результатом внутреннего тестирования.
+2
#
31 октября 2025, 17:29
На какие именно специальности будет распространяться регулирование платного приема? Где можно найти актуальный список?
0
#
31 октября 2025, 17:51
В проект включено более 40 направлений, среди них «Юриспруденция», «Экономика», «Психология», различные технические специальности. Окончательный список еще не утвержден, но актуальную информацию можно найти на сайте Минобрнауки.
+1
#
31 октября 2025, 20:52
Спасибо за информацию. Буду следить за обновлениями на сайте министерства.
0
#
31 октября 2025, 22:41
Проект перечня включает как гуманитарные, так и технические специальности: «Автоматизация технологических процессов», «Нефтегазовое дело», «Психология», «Экономика» и другие.
0
#
31 октября 2025, 23:09
Совет будущим абитуриентам: не зацикливайтесь на одном направлении. Всегда имейте запасные варианты, в том числе смежные специальности. Мой племянник хотел на журналистику, но не прошел по баллам — пошел на филологию, а сейчас успешно работает в медиа.
+1
#
02 ноября 2025, 19:38
Что будет с абитуриентами, которые недоберут всего 1-2 балла до нового минимального порога? Неужели для них вообще закроются все пути в высшее образование?
0
#
06 ноября 2025, 09:31
Судя по всему, такие абитуриенты действительно не смогут поступать в вузы, подведомственные Минобрнауки. Им придется рассматривать альтернативы: колледжи, другие направления с более низкими требованиями или подготовку к пересдаче ЕГЭ в следующем году.
+1
#
06 ноября 2025, 12:38
Это кажется несправедливым. Всего 1-2 балла не должны решать судьбу человека — должны же быть какие-то исключения.
0
#
06 ноября 2025, 21:11
К сожалению, система образования движется в сторону большего ужесточения. Возможно, это и к лучшему — будут отсеиваться действительно слабые абитуриенты.
0
#
07 ноября 2025, 18:20
Как межведомственная группа будет принимать решения о количестве платных мест? Кто именно входит в эту группу?
0
#
Также рекомендуем
31 октября 2025 г.
Обсуждение перехода на 12-летнее обучение в школах России: аргументы экспертов, возможные последствия и опыт других стран
12-летнее школьное образование в России: готовность, мнения, перспективы
2.2

Оцените публикацию

Вы не можете оценивать публикации.
217
17 сентября 2025 г.
Все варианты поступления после школы, выбор специальности по предметам ЕГЭ, бюджетные места, колледжи и вузы России. Узнайте, куда поступить без аттестата, ЕГЭ и с низкими баллами. Полное руководство для абитуриентов
Куда можно поступить после 9 и 11 классов: вузы, колледжи, специальности, бюджет
2.2

Оцените публикацию

Вы не можете оценивать публикации.
2K
Всё самое необходимое для первоклассника к школе в 2025 году: абсолютный перечень одежды, канцелярских принадлежностей, готовых наборов. Что нужно купить и знать родителям
Что нужно первокласснику в школу 2025: полный список одежды и канцелярии
3.85

Оцените публикацию

Вы не можете оценивать публикации.
3K

Для отправки сообщений требуется авторизация.