01 ноября 2025 г.

Локализация такси в России: как новые правила изменят рынок перевозок

Смогут ли сотни тысяч водителей остаться в профессии или новый закон о локализации навсегда изменит привычный рынок такси, вынудив пассажиров платить больше?
Содержание
  • Суть закона о локализации такси и предлагаемые поправки
    • Требования к автомобилям и переходный период
    • Квота для самозанятых: компромисс между автопромом и рынком такси
  • Потенциальное влияние на рынок и водителей
    • Риски массового ухода водителей и роста цен
    • Региональный аспект: почему единая квота неэффективна
  • Альтернативные предложения и перспективы принятия поправок
    • Дифференциация регулирования и отсрочка для самозанятых
    • Взгляд автопроизводителей и логистические сложности
  • Видео

В России готовится масштабная реформа рынка такси, вызвавшая оживленные дискуссии среди законодателей, представителей отрасли и водителей. Закон о локализации таксомоторного парка, который должен вступить в силу 1 марта 2026 года, может кардинально изменить правила игры для сотен тысяч человек. В ответ на потенциальные риски в Госдуме предлагают компромиссное решение — введение квот для самозанятых водителей. В статье рассматриваются ключевые аспекты предстоящих изменений, их возможные последствия и актуальные данные о состоянии рынка.

Суть закона о локализации такси и предлагаемые поправки

Принятый в мае 2025 года Федеральный закон обязывает все автомобили, вносимые в реестр такси, соответствовать критериям локализации производства. Это означает, что при перерегистрации или включении нового транспортного средства в реестр необходимо выбирать машины из утвержденного правительством перечня.

Требования к автомобилям и переходный период

С 1 марта 2026 года для работы в такси потребуются автомобили, производство которых локализовано в России. Уровень локализации оценивается по балльной системе, которая учитывает выполнение в стране ключевых технологических операций, таких как сварка, покраска и сборка двигателя . Минимальный порог составляет 3200 баллов . Минпромторг уже опубликовал предварительный список соответствующих моделей, в который вошли более 20 автомобилей шести российских брендов: Lada, УАЗ, Sollers, Voyah, Evolute и «Москвич» . Предусмотрен и дифференцированный переходный период для отдельных регионов: требования начнут действовать с 1 марта 2028 года в Сибири и Калининградской области и с 1 марта 2030 года — на Дальнем Востоке .

Квота для самозанятых: компромисс между автопромом и рынком такси

Для смягчения последствий закона группа депутатов внесла в Госдуму поправки, предлагающие ввести до 1 января 2033 года квоту для самозанятых водителей. Согласно проекту, 25% записей в каждом региональном реестре такси могут приходиться на физических лиц, которые работают на автомобилях, не соответствующих требованиям локализации. Важным условием является нахождение машины в собственности водителя не менее шести месяцев . По оценке Высшей школы экономики, эта мера поможет сохранить налоговые поступления в бюджет на сумму около 76,2 млрд рублей за три года, поскольку позволит значительной части водителей остаться в легальном поле .

Потенциальное влияние на рынок и водителей

Эксперты и участники рынка сходятся во мнении, что ужесточение требований без переходных мер окажет значительное влияние на всю отрасль, от водителей до пассажиров.

Риски массового ухода водителей и роста цен

Одним из ключевых рисков называют уход с рынка большого числа водителей. Российский союз промышленников и предпринимателей (РСПП) прогнозирует, что отрасль могут покинуть до 200 000 человек, что составляет почти 20% от общего числа занятых в этой сфере . Профсоюз «Новый труд» дает еще более пессимистичный прогноз, оценивая потенциальный отток в 90% водителей с частичной занятостью . Основная причина — финансовая невозможность для многих самозанятых поменять свой текущий автомобиль на новый локализованый. Стоимость новых отечественных моделей зачастую в два раза выше, чем у подержанных иномарок, а льготные программы лизинга и кредитования для физических лиц недоступны . Естественным следствием сокращения числа водителей станет рост стоимости поездок для пассажиров, который, по разным оценкам, может составить от 25% до 50% .

Региональный аспект: почему единая квота неэффективна

Предлагаемая квота в 25% вызвала неоднозначную реакцию. В Национальном совете такси считают, что ее необходимо увеличить как минимум до 50% . Критики указывают, что единый норматив не учитывает огромной разницы между регионами. Например, в Краснодарском крае в реестре такси числится более 81 000 автомобилей, а в Ненецком автономном округе и Республике Ингушетия — менее 100 . В таких регионах, как Алтайский край, Астраханская и Тюменская области, доля самозанятых в реестрах уже сегодня превышает 50%, а в некоторых случаях доходит до 67% . Таким образом, введение федеральной квоты в 25% может парадоксальным образом заблокировать развитие легального рынка в отдельных субъектах РФ.

Альтернативные предложения и перспективы принятия поправок

Понимая ограниченность предложенного механизма квотирования, участники рынка и эксперты предлагают альтернативные пути решения проблемы.

Дифференциация регулирования и отсрочка для самозанятых

Более гибким подходом могло бы стать раздельное регулирование для профессиональных перевозчиков (такспарков) и самозанятых водителей. Некоторые участники рынка, например, сервис «Максим», считают, что самозанятых следует полностью вывести из-под действия закона о локализации, поскольку их экономическая модель принципиально отличается от бизнеса таксопарков . Альтернативой является предложение организации «Опора России» об отсрочке вступления в силу требований для самозанятых и индивидуальных предпринимателей как минимум до 2030 года . Это дало бы рынку необходимое время на адаптацию, а водителям — возможность доработать на имеющихся автомобилях .

Взгляд автопроизводителей и логистические сложности

Отечественные автопроизводители, такие как АвтоВАЗ, скептически относятся к послаблениям. Они считают, что действующая редакция закона «проработана и сбалансирована», а любые изъятия могут создать лазейки для недобросовестных перевозчиков, которые начнут дробить бизнес, оформляя машины на физических лиц . Неопределенность сохраняется и вокруг процедурных вопросов. По оценкам экспертов, исходя из регламента работы Госдумы, маловероятно, что поправки успеют принять до 1 марта 2026 года — даты вступления в силу самого закона о локализации . Это создает правовую неопределенность для сотен тысяч водителей, которые уже в ближайшем будущем должны будут принимать решения о своем дальнейшем трудоустройстве.

Ранее уже сообщалось о локализации такси — новом законе, призванного поддержать отечественного производителя и обязывающего с 2026 года использовать автомобили, произведенные в России.

Видео

Оцените публикацию

Вы не можете оценивать публикации.
8 комментариев
Новые в конце
Лучшие Новые в конце Новые в начале

Вы должны авторизоваться, чтобы оставлять комментарии

01 ноября 2025, 00:26
Мой знакомый таксист уже сейчас присматривает себе подержанный Largus. Говорит, что хоть это и дополнительные траты, но он рассчитывает взять машину в кредит и за два года ее окупить, пока старые иномарки еще разрешены. Планирует работать больше, чтобы выплаты по кредиту не были обременительными.
+1
#
01 ноября 2025, 14:35
Это разумный подход. Но не все могут позволить себе даже кредит на новую машину, особенно если это не основной доход.
0
#
01 ноября 2025, 22:16
Согласен. Мы с братом тоже рассматриваем вариант с Largus или Грантой. Главное — попасть в реестр до марта 2026 года, чтобы успеть.
0
#
02 ноября 2025, 17:55
А если не успеете? Получается, все эти инвестиции насмарку? Нужно, чтобы государство дало четкие гарантии.
0
#
01 ноября 2025, 04:53
Отечественные машины в такси-это вообще не вариант-ерунда какая-то.
0
#
02 ноября 2025, 06:23
Цены растут на всё, бензин дорожает цены на авто дорожают поездки дорожают а зарплаты так и не растут как жить то
0
#
06 ноября 2025, 17:26
Мне кажется, что вся эта история с локализацией ударит в итоге по пассажирам. Цены вырастут, машин станет меньше, особенно в часы пик. И все это ради поддержки автопрома, который не может предложить достаточный выбор.
0
#
07 ноября 2025, 15:56
Полностью согласна. Я уже сейчас замечаю, что в нашем городе стало сложнее поймать такси вечером. А что будет после 2026 года, даже страшно представить.
0
#
Также рекомендуем
01 ноября 2025 г.
На какие доходы можно рассчитывать в разных сферах? Исследование на основе свежих данных Росстата: кто получает больше 200 тысяч и где зарплаты не дотягивают до 50 тысяч рублей
Самые высокие и низкие зарплаты в России: рейтинг отраслей и регионов
2.2

Оцените публикацию

Вы не можете оценивать публикации.
225
30 октября 2025 г.
Новые данные исследований подтверждают: дистанционный формат работы становится не просто трендом, а реальным инструментом для значительного повышения дохода. В каких сферах зарплаты на удаленке уже на 35% выше и что ждет рынок труда в ближайшем будущем
Удаленная работа: на сколько выросла зарплата и какие профессии в тренде
1.5

Оцените публикацию

Вы не можете оценивать публикации.
249
15 сентября 2025 г.
Рейтинг самых востребованных и высоокооплаичваемых профессий в России на период 2025-2035 годов с зарплатами, требованиями к образованию и прогнозами экспертов. Полный анализ рынка труда на 2025-2035 годы. IT, медицина, строительство, рабочие специальности — актуальные данные по отраслям
Самые востребованные профессии в России на ближайшие 10 лет: ТОП-35 популярных специальностей для мужчин и женщин
1.5

Оцените публикацию

Вы не можете оценивать публикации.
2K

Для отправки сообщений требуется авторизация.