Локализация такси в России: как новые правила изменят рынок перевозок
- Суть закона о локализации такси и предлагаемые поправки
- Требования к автомобилям и переходный период
- Квота для самозанятых: компромисс между автопромом и рынком такси
- Потенциальное влияние на рынок и водителей
- Риски массового ухода водителей и роста цен
- Региональный аспект: почему единая квота неэффективна
- Альтернативные предложения и перспективы принятия поправок
- Дифференциация регулирования и отсрочка для самозанятых
- Взгляд автопроизводителей и логистические сложности
- Видео
В России готовится масштабная реформа рынка такси, вызвавшая оживленные дискуссии среди законодателей, представителей отрасли и водителей. Закон о локализации таксомоторного парка, который должен вступить в силу 1 марта 2026 года, может кардинально изменить правила игры для сотен тысяч человек. В ответ на потенциальные риски в Госдуме предлагают компромиссное решение — введение квот для самозанятых водителей. В статье рассматриваются ключевые аспекты предстоящих изменений, их возможные последствия и актуальные данные о состоянии рынка.
Суть закона о локализации такси и предлагаемые поправки
Принятый в мае 2025 года Федеральный закон обязывает все автомобили, вносимые в реестр такси, соответствовать критериям локализации производства. Это означает, что при перерегистрации или включении нового транспортного средства в реестр необходимо выбирать машины из утвержденного правительством перечня.
Требования к автомобилям и переходный период
С 1 марта 2026 года для работы в такси потребуются автомобили, производство которых локализовано в России. Уровень локализации оценивается по балльной системе, которая учитывает выполнение в стране ключевых технологических операций, таких как сварка, покраска и сборка двигателя . Минимальный порог составляет 3200 баллов . Минпромторг уже опубликовал предварительный список соответствующих моделей, в который вошли более 20 автомобилей шести российских брендов: Lada, УАЗ, Sollers, Voyah, Evolute и «Москвич» . Предусмотрен и дифференцированный переходный период для отдельных регионов: требования начнут действовать с 1 марта 2028 года в Сибири и Калининградской области и с 1 марта 2030 года — на Дальнем Востоке .
Квота для самозанятых: компромисс между автопромом и рынком такси
Для смягчения последствий закона группа депутатов внесла в Госдуму поправки, предлагающие ввести до 1 января 2033 года квоту для самозанятых водителей. Согласно проекту, 25% записей в каждом региональном реестре такси могут приходиться на физических лиц, которые работают на автомобилях, не соответствующих требованиям локализации. Важным условием является нахождение машины в собственности водителя не менее шести месяцев . По оценке Высшей школы экономики, эта мера поможет сохранить налоговые поступления в бюджет на сумму около 76,2 млрд рублей за три года, поскольку позволит значительной части водителей остаться в легальном поле .
Потенциальное влияние на рынок и водителей
Эксперты и участники рынка сходятся во мнении, что ужесточение требований без переходных мер окажет значительное влияние на всю отрасль, от водителей до пассажиров.
Риски массового ухода водителей и роста цен
Одним из ключевых рисков называют уход с рынка большого числа водителей. Российский союз промышленников и предпринимателей (РСПП) прогнозирует, что отрасль могут покинуть до 200 000 человек, что составляет почти 20% от общего числа занятых в этой сфере . Профсоюз «Новый труд» дает еще более пессимистичный прогноз, оценивая потенциальный отток в 90% водителей с частичной занятостью . Основная причина — финансовая невозможность для многих самозанятых поменять свой текущий автомобиль на новый локализованый. Стоимость новых отечественных моделей зачастую в два раза выше, чем у подержанных иномарок, а льготные программы лизинга и кредитования для физических лиц недоступны . Естественным следствием сокращения числа водителей станет рост стоимости поездок для пассажиров, который, по разным оценкам, может составить от 25% до 50% .
Региональный аспект: почему единая квота неэффективна
Предлагаемая квота в 25% вызвала неоднозначную реакцию. В Национальном совете такси считают, что ее необходимо увеличить как минимум до 50% . Критики указывают, что единый норматив не учитывает огромной разницы между регионами. Например, в Краснодарском крае в реестре такси числится более 81 000 автомобилей, а в Ненецком автономном округе и Республике Ингушетия — менее 100 . В таких регионах, как Алтайский край, Астраханская и Тюменская области, доля самозанятых в реестрах уже сегодня превышает 50%, а в некоторых случаях доходит до 67% . Таким образом, введение федеральной квоты в 25% может парадоксальным образом заблокировать развитие легального рынка в отдельных субъектах РФ.
Альтернативные предложения и перспективы принятия поправок
Понимая ограниченность предложенного механизма квотирования, участники рынка и эксперты предлагают альтернативные пути решения проблемы.
Дифференциация регулирования и отсрочка для самозанятых
Более гибким подходом могло бы стать раздельное регулирование для профессиональных перевозчиков (такспарков) и самозанятых водителей. Некоторые участники рынка, например, сервис «Максим», считают, что самозанятых следует полностью вывести из-под действия закона о локализации, поскольку их экономическая модель принципиально отличается от бизнеса таксопарков . Альтернативой является предложение организации «Опора России» об отсрочке вступления в силу требований для самозанятых и индивидуальных предпринимателей как минимум до 2030 года . Это дало бы рынку необходимое время на адаптацию, а водителям — возможность доработать на имеющихся автомобилях .
Взгляд автопроизводителей и логистические сложности
Отечественные автопроизводители, такие как АвтоВАЗ, скептически относятся к послаблениям. Они считают, что действующая редакция закона «проработана и сбалансирована», а любые изъятия могут создать лазейки для недобросовестных перевозчиков, которые начнут дробить бизнес, оформляя машины на физических лиц . Неопределенность сохраняется и вокруг процедурных вопросов. По оценкам экспертов, исходя из регламента работы Госдумы, маловероятно, что поправки успеют принять до 1 марта 2026 года — даты вступления в силу самого закона о локализации . Это создает правовую неопределенность для сотен тысяч водителей, которые уже в ближайшем будущем должны будут принимать решения о своем дальнейшем трудоустройстве.
Ранее уже сообщалось о локализации такси — новом законе, призванного поддержать отечественного производителя и обязывающего с 2026 года использовать автомобили, произведенные в России.
Видео
Оцените публикацию
Вы должны авторизоваться, чтобы оставлять комментарии