29 октября 2025 г.

Немецкий автопром в тупике: заводы закрываются, а Вольфсбург вспоминает Детройт

Когда-то бывшие символом экономического чуда, немецкие автогиганты сегодня объявляют о массовых увольнениях и закрытии заводов, заставляя задуматься: не повторяет ли «город автомобилей» печально известный путь американского коллеги?
Содержание
  • Причины кризиса: почему немецкие автогиганты оказались на мели
    • Структурный спад и падение производства
    • Электрический переход: несбывшиеся ожидания
    • Высокие издержки: зарплаты и энергия как тяжкое бремя
    • Глобальное конкурентное давление
  • Последствия для Германии: больше чем просто автомобили
    • Волна увольнений и закрытий по всей Европе
    • Социальный шок в Вольфсбурге
  • Историческая параллель: Вольфсбург и Детройт
    • Уроки Детройта: как город автомобилей пришел в упадок
    • Вольфсбург: на пороге перемен
  • Заключение: Есть ли будущее у немецкого автопрома
  • Видео

На протяжении десятилетий немецкие автомобили олицетворяли собой высочайшее качество, надежность и инженерное совершенство, а автопром был становым хребтом и символом экономического процветания Германии. Однако сегодня отрасль переживает глубокий структурный кризис, который ставит под вопрос не только будущее таких гигантов, как Volkswagen, BMW и Mercedes-Benz, но и всей экономической модели. Падение производства, сокращение инвестиций, жесткая конкуренция и дороговизна ведения бизнеса создали идеальный шторм, последствия которого ощущают на себе не только компании, но и каждый житель автомобильных городов, таких как Вольфсбург.

Причины кризиса: почему немецкие автогиганты оказались на мели?

Современные вызовы для немецкого автопрома носят многогранный характер, сплетая воедино внутренние просчеты и внешние геополитические факторы.

Структурный спад и падение производства

Статистика демонстрирует неумолимую тенденцию: объемы производства в Германии неуклонно снижаются. Если в 2017 году страна выпустила 5,65 млн автомобилей, то к 2023 году этот показатель упал до 4,1 млн . Эта негативная динамика напрямую ударила по «большой тройке»: продажи Volkswagen снизились с 10,7 млн до 9,2 млн, BMW — с 2,46 млн до 2,25 млн, а Mercedes-Benz — с 2,3 млн до 2,04 млн за период с 2017 по 2023 год . Прибыль до налогообложения всех трех автогигантов за первые девять месяцев 2024 года упала на треть.

Электрический переход: несбывшиеся ожидания

После «дизельного скандала» 2015 года немецкая промышленность бросила все силы на электрификацию своего модельного ряда, инвестируя сотни миллиардов евро . Однако рынок электромобилей растет не так быстро, как ожидалось. Решение немецкого правительства резко отменить щедрые субсидии для покупателей электрокаров в конце 2023 года привело к падению их продаж в стране на 27% . Это подорвало доверие потребителей и обострило финансовое положение производителей, которые уже сделали огромные ставки на электромобильность.

Высокие издержки: зарплаты и энергия как тяжкое бремя

Ведение бизнеса в Германии связано с одними из самых высоких затрат в мире. Средняя зарплата в немецкой автомобильной промышленности составляет около 5300 евро в месяц, что значительно выше среднего по стране показателя в 4300 евро . В результате час труда немецкого автоработника обходится компаниям в 62 евро, тогда как в Испании — 29 евро, а в Португалии — всего 20 евро . К этому добавляется энергетический кризис: цены на энергию для промышленных пользователей в Германии в 3-5 раз выше, чем в США или Китае . Это бьет не только по самим автопроизводителям, но и по всей цепочке поставок, от сталелитейных заводов до производителей компонентов.

Глобальное конкурентное давление

На арену вышли новые мощные игроки, в первую очередь китайские производители, которые быстро осваивают рынок электромобилей. Одновременно с этим угрожают пошлины со стороны США и других стран, что ставит под удар экспортно-ориентированную модель немецкого автопрома . Европейские компании вынуждены конкурировать в условиях, когда их затраты объективно выше, а доступ к ключевым рынкам затруднен.

Последствия для Германии: больше чем просто автомобили

Кризис в автопроме, на который приходится около 20% всего промышленного производства Германии и 6% ВВП с учетом цепочек поставок, неминуемо отражается на всей экономике.

Волна увольнений и закрытий по всей Европе

В 2024 году новостные ленты заполонили сообщения о реструктуризации:

  • Bosch объявила о сокращении 5500 рабочих мест по всему миру .
  • Schaeffler Group планирует уволить 4700 сотрудников в Европе, включая 2800 в Германии, и закрыть заводы в Австрии и Великобритании .
  • Volkswagen готовится к закрытию заводов на родине и уже объявил о свертывании производства Audi в Брюсселе .
  • Ford подтвердил увольнение 4000 работников на своих европейских предприятиях .

Эти примеры иллюстрируют общую тенденцию сокращения издержек и адаптации к новым рыночным реалиям.

Социальный шок в Вольфсбурге

Вольфсбург, город, где находится крупнейший завод Volkswagen, ощущает кризис острее всего. С населением около 125 тысяч человек и 60 тысячами работников VW, город и концерн неразделимы . Местные жители отмечают растущую неуверенность в завтрашнем дне: люди отказываются от планов покупки жилья, расторгают контракты, а малый бизнес, такой как рестораны и отели, фиксирует значительное падение выручки . Богатые годы, когда Вольфсбург был одним из самых процветающих промышленных городов Германии, остались в прошлом.

Историческая параллель: Вольфсбург и Детройт

Проведение параллелей с американским Детройтом, некогда «мировой столицей автомобилей», становится все более распространенным.

Фото: pinterest.com
Завод Packard Motor Car Company (Детройт, штат Мичиган) 1950-е годы

Уроки Детройта: как город автомобилей пришел в упадок

Пик Детройта пришелся на 1950-е годы, но затем начался спад: автоматизация, перенос производств в другие регионы и страны, расовая сегрегация и беспорядки 1967 года привели к «белому бегству» в пригороды . Город лишился налоговой базы, инвестиций и рабочих мест. Уровень безработицы в некоторые периоды достигал 25-40% . Результатом стал масштабный муниципальный банкрот в 2013 году, заброшенные кварталы и один из самых высоких уровней преступности в США.

Фото: historicdetroit.org
Сборка передней части "Паккарда" в 1948-49 годах на конвейере

Вольфсбург: на пороге перемен?

Пока рано говорить о прямом повторении детройтского сценария, тревожные звоночки налицо. Как и Детройт в свое время, Вольфсбург является моноотраслевым городом, чье благополучие почти целиком зависит от одной компании. Снижение производственных мощностей и сокращение персонала VW напрямую угрожают его экономической стабильности. Ключевое отличие — мощная поддержка со стороны федерального правительства и более диверсифицированная экономика Германии в целом. Однако без стратегических мер по диверсификации экономики Вольфсбурга и поддержки переподготовки кадров социальные последствия могут быть тяжелыми.

Заключение: Есть ли будущее у немецкого автопрома?

Немецкий автопром стоит на перепутье. С одной стороны, он обладает колоссальным опытом, технологическим заделом и мощными брендами. С другой — для выживания в новой реальности ему необходимы глубокие структурные преобразования. Будущее зависит от способности адаптироваться к условиям высокой стоимости энергии, находить ответ на вызов глобальных конкурентов, выстраивать гибкую и эффективную производственную стратегию и, что самое важное, не допустить необратимой социальной деградации своих «автомобильных столиц». Урок Детройта заключается в том, что потерю промышленного лидерства можно пережить, но гораздо сложнее восстановить единство и жизнеспособность городской среды.

Ранее сообщалось о планировании компанией Volkswagen закрыть по меньшей мере три завода в Германии с целью снижения издержек.

Видео

Оцените публикацию

Вы не можете оценивать публикации.
15 комментариев
Новые в конце
Лучшие Новые в конце Новые в начале

Вы должны авторизоваться, чтобы оставлять комментарии

29 октября 2025, 17:22
Мой брат работал на VW и видел, что кризис назревает. Он еще два года назад начал проходить курсы переквалификации на IT-специалиста. Сейчас он уже работает в другой сфере и советует всем коллегам не ждать у моря погоды, а активно осваивать смежные профессии.
0
#
29 октября 2025, 17:59
А где он проходил эти курсы? Я тоже в автопроме, и идея кажется разумной, но не знаю, с чего начать.
0
#
30 октября 2025, 00:51
Он учился онлайн на одной из международных платформ, там есть программы и на английском, и на немецком. Могу скинуть вам ссылку в личку, если интересно.
+3
#
30 октября 2025, 12:13
Это правильный подход. Надо смотреть на свои навыки не как на привязанные к заводу, а как на набор компетенций, которые можно применять где угодно: проектный менеджмент, логистика, контроль качества.
0
#
30 октября 2025, 16:06
Интересно, а наши российские автопроизводители могут на этом кризисе хоть что-то выиграть? Или для нас это просто урок?
0
#
30 октября 2025, 23:03
Урок, однозначно. Показывают, что происходит когда слишком зависишь от одной отрасли и не готовишь запасные варианты. Нашим надо диверсифицироваться.
+2
#
31 октября 2025, 00:43
Теоретически, могут переманить каких-то специалистов, если будут нормальные условия предлагать. Но о глобальной конкуренции речи пока не идет.
+1
#
31 октября 2025, 01:18
Я читал, что в том же Детройте потом начался ренессанс малого бизнеса и стартапов, когда крупные заводы ушли. Может, это шанс для Германии развить новые, более гибкие форматы экономики? Надо искать ниши.
+2
#
31 октября 2025, 12:25
А почему Германия не может просто вернуть те же субсидии на электрокары? Вроде же все понимают, что будущее за экологией, но люди не будут покупать дорогие машины без поддержки государства.
0
#
31 октября 2025, 15:16
Деньги не бесконечные. В бюджете после всех кризисов дырка на дырке. Скорее всего, субсидии были слишком большой нагрузкой.
0
#
31 октября 2025, 21:01
Тут дело не только в деньгах. Рынок электромобилей и так уже подустал, спрос не растет, как раньше. Может, просто не успели за трендом и теперь перепроизводство?
+1
#
02 ноября 2025, 23:50
Мне кажется, все слишком драматизируют. Немцы же не дураки, они века лидерами были. Придумают какие-нибудь инновационные батареи или еще что-то и снова всех обойдут. Верить надо.
0
#
06 ноября 2025, 14:27
А китайские электромобили действительно настолько лучше немецких или дело только в цене?
0
#
06 ноября 2025, 23:29
И в цене, и в технологиях. У них государство два десятилетия вкладывалось, а немцы проснулись поздно. Сейчас китайцы предлагают и хороший продукт, и дешевле.
0
#
07 ноября 2025, 20:00
Я тестировал и те, и другие. В немецких салон и управление все равно приятнее, но за эти деньги проигрыш в технологиях и запасе хода уже не прощается.
0
#
Также рекомендуем
06 ноября 2025 г.
Как изменилась карта автопроизводства в России и какие бренды остаются на плаву
Российский автопром после ухода иностранных брендов: новые игроки, локализация и перспективы возвращения
3.9

Оцените публикацию

Вы не можете оценивать публикации.
111
23 января 2025 г.
Как США намерены занять ключевые позиции на индийском рынке нефти. Индия увеличивает закупки американских энергоносителей, что ставит под угрозу позиции России
США стремятся вытеснить Россию с индийского нефтяного рынка
3.9

Оцените публикацию

Вы не можете оценивать публикации.
4K

Для отправки сообщений требуется авторизация.