11 октября 2025 г.

Утильсбор с 1 ноября 2025: полный разбор нововведений и их влияния на авторынок России

Уже через несколько недель владельцы иномарок могут столкнуться с неожиданным финансовым ударом, о котором официально предупредили в Госдуме
Содержание
  • Суть изменений: от объема к мощности
  • Последствия для рынка: какие автомобили подорожают и насколько
    • Насколько вырастут цены
    • Какие автомобили пострадают больше всего
    • Какие автомобили сохранят доступность
  • Позиция власти: аргументы Минпромторга
  • Проблемы реализации и законодательные инициативы
  • Экспертные прогнозы: что ждать рынку
  • Бюджетный аспект: почему реформа важна для казны
  • Китайский след: блокировки "серого" импорта
  • Заключение: что делать покупателю
  • Видео

Осень 2025 года становится переломным моментом для российского автомобильного рынка. Разработанный Минпромторгом проект постановления правительства, который должен вступить в силу 1 ноября, кардинально меняет подход к расчету утилизационного сбора — одного из ключевых платежей при импорте автомобилей в Россию. И если текущая система основывалась исключительно на объеме двигателя, то с ноября главным критерием станет мощность двигателя в лошадиных силах.

Инициатива уже вызвала оживленные дискуссии среди государственных чиновников, автопроизводителей, дилеров и простых автолюбителей. Глава Минпромторга Антон Алиханов называет эти изменения назревшими и необходимыми, в то время как Федеральная таможенная служба указывает на сложности администрирования нового сбора. Как нововведения отразятся на ценах автомобилей и что ждет рынок в ближайшей перспективе — разбираемся в этом материале.

Фото: Арсений Катс / Росконгресс
Антон Андреевич Алиханов — министр промышленности и торговли РФ (с 14 мая 2024 года)

Суть изменений: от объема к мощности

Согласно новым правилам, с 1 ноября 2025 года льготный утильсбор для физических лиц, составляющий сейчас 3,4 тыс. рублей для новых автомобилей и 5,2 тыс. рублей для машин старше трех лет, будет применяться только к транспортным средствам мощностью до 160 л.с. Для всех автомобилей, чья мощность превышает этот лимит, станет применяться коммерческая ставка утильсбора, что в десятки раз увеличит налоговую нагрузку на покупателей.

Такой подход направлен на борьбу с так называемыми "серыми" схемами ввоза, когда дилеры под видом физических лиц ввозят автомобили для последующей перепродажи, пользуясь значительной разницей в размере утильсбора. Как пояснил Антон Алиханов, "диспаритет между ввозом официальным дилером, юридическим лицом, и физическими лицами — он становится существенным. Это либо 5 тыс. руб., либо 1 млн и выше на новый импортный автомобиль".

По данным Минпромторга, по итогам 9 месяцев 2025 года более 73% ввезенных автомобилей были ввезены физическими лицами, что свидетельствует о массовом использовании льготного режима в коммерческих целях.

Последствия для рынка: какие автомобили подорожают и насколько

Эксперты автомобильного рынка единодушны во мнении: нововведение существенно перераспределит спрос и предложение на российском авторынке.

Насколько вырастут цены

  • Для автомобилей мощностью свыше 160 л.с., ввезенных по параллельному импорту, рост стоимости составит не менее 750 тыс. рублей для машин возрастом до трех лет и до 1,2 млн рублей для автомобилей старше.
  • По оценке генерального директора ГК "Автодом" Андрея Ольховского, стоимость отдельных моделей может вырасти сразу на 2 млн рублей.
  • Такие популярные модели как Geely Monjaro (245 л.с.) могут подорожать на 2 миллиона рублей, а Changan UNI-V и Geely Preface (181-188 л.с.) — более чем на 900 тысяч рублей.
Geely Monjaro — среднеразмерный кроссовер на платформе CMA, разработанной совместно с Volvo. В России модель появилась в 2023 году

Какие автомобили пострадают больше всего

  • Гибридные модели: Бренды Lixiang, Aito, Wey, Exlantix и Zeekr окажутся в наиболее уязвимом положении.
  • "Тяжелый люкс": Мощные премиальные автомобили, ввозимые по параллельному импорту, потеряют финансовую привлекательность.
  • Конкретные модели: С рынка могут исчезнуть "параллельные" Toyota Camry, Geely Monjaro и Hyundai Palisade, поскольку "они потеряют свою финансовую привлекательность для частных покупателей, поскольку расходы на оформление резко возрастут".
Zeekr 001 — пятидверный премиальный спортивный электромобиль, выпускаемый под маркой Zeekr китайской компанией Zhejiang Geely Holding Group с октября 2021 года

Какие автомобили сохранят доступность

Останутся доступными модели с мощностью до 160 л.с., такие как:

  • Geely Coolray
  • Changan CS35 Plus
  • Haval Jolion
  • Kia Seltos
  • Mazda CX-5 с двухлитровым мотором
  • Skoda Karoq
  • BMW 320i
  • Chery Tiggo 4, Tiggo 7 и Arrizo 8
Geely Binyue — кроссовер китайского автоконцерна Geely Automobile, субкомпактный SUV. В России модель известна как Geely Coolray. В Беларуси продаётся под брендом Belgee X50 (в дорестайлинговом варианте)

Позиция власти: аргументы Минпромторга

Глава Минпромторга Антон Алиханов объясняет необходимость реформы утильсбора прежде всего защитой интересов автопроизводителей, локализовавших производство в России. "Мы понимаем, что те компании, в том числе китайские, которые пришли и запустили заводы в Калуге, в Калининграде, Липецке и других городах — все эти компании свои инвестиции прекратят, если мы не урегулируем эту ситуацию", — заявил министр.

Алиханов также подчеркивает, что власти не собираются взимать увеличенный "утиль" с машин мощностью до 160 л.с., а это, по его словам, больше 80% автомобилей в стране.

Интересно, что Федеральная таможенная служба высказала беспокойство относительно сложности администрирования нового сбора. Замруководителя ФТС Владимир Ивин отметил, что "это достаточно сложный сбор" и предложил передать специализированной организации обязанность начислять сбор, чтобы таможенные органы только собирали деньги при оформлении автомобиля.

Проблемы реализации и законодательные инициативы

На фоне подготовки к введению новых правил в Госдуме прозвучало предложение дать льготу по уплате повышенного утильсбора россиянам, которые уже приобрели автомобили из-за рубежа, но не успевают получить их до 1 ноября из-за задержек на границе. С такой инициативой выступил председатель комитета по труду, соцполитике и делам ветеранов Ярослав Нилов.

Депутат обратил внимание на то, что в условиях длительных праздников в Китае уже приобретенные там автомобили задерживаются в очередях на границе и могут прибыть в РФ уже после 1 ноября. Таким гражданам, по мнению Нилова, следует дать возможность "адаптироваться к новым условиям без дополнительных финансовых потерь, которые в некоторых случаях могут стать критическими, особенно когда речь идет о социально незащищенных категориях граждан".

В Общественной палате РФ 9 октября предложили пойти еще дальше и отменить утильсбор на семиместные автомобили для многодетных семей, разрешив им раз в три года покупать машину с такой льготой.

Экспертные прогнозы: что ждать рынку

Независимый эксперт транспортной отрасли Алексей Тузов считает, что после повышения утилизационного сбора рынок ощутимо изменится: дорогие и мощные автомобили, которые сегодня активно ввозятся частными лицами, вскоре станут редкостью. Импорт таких машин потеряет экономический смысл, и фокус сместится на более доступные, компактные модели с умеренной мощностью.

Андрей Ольховский прогнозирует, что в случае принятия новых правил "снижение импорта новых автомобилей составит до 50% в самом начале, когда будут распроданы запасы со старым утильсбором". Позднее рынок частично восстановится, но объемы ввоза все равно останутся ниже прежнего уровня — минус около 30%.

Людмила Угарова из ГК "Обухов" предполагает, что "мы не думаем что какие-то автомобили могут исчезнуть, скорее снизится объем потребление тяжелого люкса, из-за снижения емкости целевого сегмента, и ряд компаний проведут ребрендинг и локализацию своих брендов в России".

Бюджетный аспект: почему реформа важна для казны

Минпромторг фиксирует сокращение доходов от утильсбора, которое последовало после заметного увеличения платежа сразу на 70-85% в октябре 2024 года. Ответом на индексацию утилизационного сбора стал уход "в тень" части импортеров. Из-за этого доходы федерального бюджета, которые обеспечивает этот платеж, вместо ожидаемого роста продемонстрировали сокращение.

"Утилизационный сбор в этом году как доходный источник существенно сократился. Вы знаете, уже были приняты поправки, мы по линии Минпромторга более 110 млрд руб. вынуждены были секвестировать (сократить расходы — прим. ред). Сейчас мы выходим с предложением еще 124 млрд руб. секвестировать. Это те деньги, которые мы недособрали по утильсбору".
Антон Алиханов

При этом в Комитете Госдумы по экологии высказали сомнения в реалистичности планов правительства по сбору утильсбора в 2026-2028 годах. Законопроект предполагает, что казна должна в 2026 году получить с этого платежа 1,65 трлн руб., в 2027 году — около 2 трлн, в 2028 году — около 2,3 трлн. В комитете отметили, что такие ожидания не учитывают текущее падение производства автомобилей в России и сокращение импорта.

Китайский след: блокировки "серого" импорта

На фоне дискуссий об утильсборе появилась еще одна важная новость, касающаяся автомобилей Lixiang. Как сообщают "Известия", премиум-гибриды этого китайского бренда, ввезенные в Россию неофициально, начали блокироваться после обновления программного обеспечения.

После установки SIM-карты и обновления прошивки до версии 7.4 все системы автомобилей Lixiang, выпущенных в мае, перестают функционировать. Представители дилеров предполагают, что "в последней версии ПО реализована функция, предназначенная для борьбы с серым импортом".

Этот прецедент показывает, что производители начали активно бороться с неофициальными поставками своих автомобилей, что в сочетании с новыми правилами утильсбора может серьезно ударить по схеме параллельного импорта.

Заключение: что делать покупателю

В условиях грядущих изменений эксперты советуют потенциальным покупателям:

  • Не паниковать — автомобили, уже находящиеся в автосалонах, не попадут под новые правила расчета "утиля".
  • Рассмотреть варианты с мощностью до 160 л.с. — такие модели останутся в льготной категории.
  • Учитывать возможность изменения модельного ряда — производители могут предложить новые версии с уменьшенной мощностью, как это уже делала Renault в прошлом, поставляя в Россию автомобили с менее мощными двигателями, чем их европейские версии.
  • Следить за официальными анонсами — возможность предоставления льгот для отдельных категорий граждан еще обсуждается.

Ожидается, что новые правила расчета утильсбора станут одним из самых значительных изменений в автомобильной отрасли 2025 года, способным переформатировать весь рынок. Окончательное решение и детали нововведения станут известны после официального опубликования документа.

Читайте также про новый налоговый вычет на покупку отечественных авто с 2026 года и как это поможет сэкономить и поддержит российский автопром.

Видео

Оцените публикацию

Вы не можете оценивать публикации.
22 комментария
Новые в конце
Лучшие Новые в конце Новые в начале

Вы должны авторизоваться, чтобы оставлять комментарии

11 октября 2025, 11:05
Мы с мужем как раз присматривали себе гибрид, но теперь срочно переориентировались на Haval Jolion. Советую всем не тянуть до последнего — салоны уже начинают поднимать цены на машины до 160 л.с. из-за ажиотажа.
0
#
12 октября 2025, 18:00
А вы не боитесь, что после ноября цены на эти «маломощные» модели всё равно вырастут? Дилеры же не упустят шанс нажиться на ажиотаже.
0
#
12 октября 2025, 21:07
Конечно, риск есть. Но мы уже нашли вариант с предзаказом по старой цене. Главное — успеть оформить всё до ноября.
+1
#
11 октября 2025, 22:08
Продажи упадут сильно, а вот отечественный автопром увеличит количество проданных авто. Держите в курсе ситуации
+1
#
13 октября 2025, 09:49
Читаю всё это и понимаю, что правительство вообще не думает о простых людях. Хотят заставить нас всех ездить на маломощных машинках, которые с трудом выезжают на трассу.
0
#
13 октября 2025, 11:29
Интересно, а на электромобили это тоже распространяется? Допустим, у Tesla Model 3 мощность больше 160 л.с., но она же электрическая.
+2
#
13 октября 2025, 12:19
Согласно текущему законодательству, для электромобилей действуют отдельные коэффициенты. Но если мощность выше 160 л.с., льготный тариф уже не применяется — будет коммерческая ставка.
0
#
13 октября 2025, 12:58
То есть получается, что электрокары тоже серьезно подорожают? Это же полностью убивает их популярность.
0
#
13 октября 2025, 17:04
К сожалению, да. Например, для нового электромобиля с мощностью больше 160 л.с. утильсбор составит 667400 рублей вместо прежних 3400.
0
#
14 октября 2025, 10:25
Знакомый работает в автосалоне и советует, кто планирует покупку машины мощнее 160 л.с., поторопиться. У них уже остались единицы таких автомобилей по старым ценам. На следующей неделе ждут новые поставки, но цены будут уже пересчитаны.
0
#
14 октября 2025, 21:32
А есть гарантия, что машины, купленные сейчас, не попадут под новые правила при регистрации?
0
#
16 октября 2025, 12:04
Да, главное — успеть получить ЭПТС до 1 ноября. Машины, уже находящиеся в России, под новые правила не попадают.
+1
#
19 октября 2025, 18:09
А я полностью поддерживаю такие меры. Надорогах и так слишком много мощных машин, которые портят экологию. Надо пересаживаться на что-то более экономичное.
+3
#
23 октября 2025, 15:47
Кто-нибудь понимает, как это отразится на подержанных машинах? У меня иномарка 2018 года мощностью 184 л.с. — она теперь вообще ничего стоить не будет?
0
#
27 октября 2025, 09:46
Наоборот, подержанные мощные машины могут вырасти в цене, так как новые станут недоступны многим. Но спрос на них точно упадет.
0
#
28 октября 2025, 00:34
Сомневаюсь. Зачем кому-то покупать б/у машину, если за те же деньги можно взять новую с меньшей мощностью? Думаю, цены на такие иномарки упадут.
+1
#
29 октября 2025, 01:13
У знакомого свой небольшой автобизнес — перепродает машины из Кореи. Теперь ему придется полностью менять модель работы. Уже договорился с поставщиком о Focus на 150 л.с. вместо мощных Genesis. Советует коллегам тоже срочно пересматривать ассортимент.
0
#
29 октября 2025, 14:48
Жду с нетерпением, когда наши автопроизводители наконец начнут делать нормальные машины, а не только Lada Vesta. Может, теперь у них появится стимул разрабатывать что-то современное.
+1
#
30 октября 2025, 10:35
Как это повлияет на страховку? На мощные машины ОСАГО и каско тоже дороже, а теперь еще и утильсбор…
0
#
01 ноября 2025, 01:40
На стоимость ОСАГО мощность не влияет — там другие критерии. А КАСКО действительно дороже для мощных авто. Но утильсбор — это разовый платеж, на страховку он не повлияет.
0
#
03 ноября 2025, 21:17
А если машина уже в пути из Китая, но придет после 1 ноября, я действительно должна буду платить по-новому?
0
#
Вчера в 16:52
К сожалению, да. Но в Госдуме как раз предлагают сделать исключение для таких случаев. Надо следить за развитием ситуации.
0
#
Также рекомендуем
30 октября 2025 г.
Полный разбор обновлений УАЗ «Патриот» и «Пикап» — новые двигатели ZMZ Pro, шестиступенчатая механика, ходовые испытания и планы по автоматической трансмиссии
УАЗ «Патриот» и «Пикап»: новые двигатели, 6-ступенчатая КПП и перспективы АКПП
3.15

Оцените публикацию

Вы не можете оценивать публикации.
295
28 октября 2025 г.
Российский авторынок стоит на пороге революции, которая изменит представление о семейных автомобилях и заставит по-новому взглянуть на будущее гибридных технологий
Exeed ET8 и Voyah Taishan: битва гибридных гигантов на российском рынке
3.15

Оцените публикацию

Вы не можете оценивать публикации.
359
20 октября 2025 г.
В МВД предупредили о новой волне мошенничеств с автомобилями из-за рубежа. Узнайте, как работают аферисты и какие меры защиты действительно работают
Мошенники с авто из-за рубежа: новая схема обмана и как от нее защититься
3.15

Оцените публикацию

Вы не можете оценивать публикации.
567

Для отправки сообщений требуется авторизация.