Утильсбор с 1 ноября 2025: полный разбор нововведений и их влияния на авторынок России
- Суть изменений: от объема к мощности
- Последствия для рынка: какие автомобили подорожают и насколько
- Насколько вырастут цены
- Какие автомобили пострадают больше всего
- Какие автомобили сохранят доступность
- Позиция власти: аргументы Минпромторга
- Проблемы реализации и законодательные инициативы
- Экспертные прогнозы: что ждать рынку
- Бюджетный аспект: почему реформа важна для казны
- Китайский след: блокировки "серого" импорта
- Заключение: что делать покупателю
- Видео
Осень 2025 года становится переломным моментом для российского автомобильного рынка. Разработанный Минпромторгом проект постановления правительства, который должен вступить в силу 1 ноября, кардинально меняет подход к расчету утилизационного сбора — одного из ключевых платежей при импорте автомобилей в Россию. И если текущая система основывалась исключительно на объеме двигателя, то с ноября главным критерием станет мощность двигателя в лошадиных силах.
Инициатива уже вызвала оживленные дискуссии среди государственных чиновников, автопроизводителей, дилеров и простых автолюбителей. Глава Минпромторга Антон Алиханов называет эти изменения назревшими и необходимыми, в то время как Федеральная таможенная служба указывает на сложности администрирования нового сбора. Как нововведения отразятся на ценах автомобилей и что ждет рынок в ближайшей перспективе — разбираемся в этом материале.
Антон Андреевич Алиханов — министр промышленности и торговли РФ (с 14 мая 2024 года)
Суть изменений: от объема к мощности
Согласно новым правилам, с 1 ноября 2025 года льготный утильсбор для физических лиц, составляющий сейчас 3,4 тыс. рублей для новых автомобилей и 5,2 тыс. рублей для машин старше трех лет, будет применяться только к транспортным средствам мощностью до 160 л.с. Для всех автомобилей, чья мощность превышает этот лимит, станет применяться коммерческая ставка утильсбора, что в десятки раз увеличит налоговую нагрузку на покупателей.
Такой подход направлен на борьбу с так называемыми "серыми" схемами ввоза, когда дилеры под видом физических лиц ввозят автомобили для последующей перепродажи, пользуясь значительной разницей в размере утильсбора. Как пояснил Антон Алиханов, "диспаритет между ввозом официальным дилером, юридическим лицом, и физическими лицами — он становится существенным. Это либо 5 тыс. руб., либо 1 млн и выше на новый импортный автомобиль".
По данным Минпромторга, по итогам 9 месяцев 2025 года более 73% ввезенных автомобилей были ввезены физическими лицами, что свидетельствует о массовом использовании льготного режима в коммерческих целях.
Последствия для рынка: какие автомобили подорожают и насколько
Эксперты автомобильного рынка единодушны во мнении: нововведение существенно перераспределит спрос и предложение на российском авторынке.
Насколько вырастут цены
- Для автомобилей мощностью свыше 160 л.с., ввезенных по параллельному импорту, рост стоимости составит не менее 750 тыс. рублей для машин возрастом до трех лет и до 1,2 млн рублей для автомобилей старше.
- По оценке генерального директора ГК "Автодом" Андрея Ольховского, стоимость отдельных моделей может вырасти сразу на 2 млн рублей.
- Такие популярные модели как Geely Monjaro (245 л.с.) могут подорожать на 2 миллиона рублей, а Changan UNI-V и Geely Preface (181-188 л.с.) — более чем на 900 тысяч рублей.
Какие автомобили пострадают больше всего
- Гибридные модели: Бренды Lixiang, Aito, Wey, Exlantix и Zeekr окажутся в наиболее уязвимом положении.
- "Тяжелый люкс": Мощные премиальные автомобили, ввозимые по параллельному импорту, потеряют финансовую привлекательность.
- Конкретные модели: С рынка могут исчезнуть "параллельные" Toyota Camry, Geely Monjaro и Hyundai Palisade, поскольку "они потеряют свою финансовую привлекательность для частных покупателей, поскольку расходы на оформление резко возрастут".
Какие автомобили сохранят доступность
Останутся доступными модели с мощностью до 160 л.с., такие как:
- Geely Coolray
- Changan CS35 Plus
- Haval Jolion
- Kia Seltos
- Mazda CX-5 с двухлитровым мотором
- Skoda Karoq
- BMW 320i
- Chery Tiggo 4, Tiggo 7 и Arrizo 8
Позиция власти: аргументы Минпромторга
Глава Минпромторга Антон Алиханов объясняет необходимость реформы утильсбора прежде всего защитой интересов автопроизводителей, локализовавших производство в России. "Мы понимаем, что те компании, в том числе китайские, которые пришли и запустили заводы в Калуге, в Калининграде, Липецке и других городах — все эти компании свои инвестиции прекратят, если мы не урегулируем эту ситуацию", — заявил министр.
Алиханов также подчеркивает, что власти не собираются взимать увеличенный "утиль" с машин мощностью до 160 л.с., а это, по его словам, больше 80% автомобилей в стране.
Интересно, что Федеральная таможенная служба высказала беспокойство относительно сложности администрирования нового сбора. Замруководителя ФТС Владимир Ивин отметил, что "это достаточно сложный сбор" и предложил передать специализированной организации обязанность начислять сбор, чтобы таможенные органы только собирали деньги при оформлении автомобиля.
Проблемы реализации и законодательные инициативы
На фоне подготовки к введению новых правил в Госдуме прозвучало предложение дать льготу по уплате повышенного утильсбора россиянам, которые уже приобрели автомобили из-за рубежа, но не успевают получить их до 1 ноября из-за задержек на границе. С такой инициативой выступил председатель комитета по труду, соцполитике и делам ветеранов Ярослав Нилов.
Депутат обратил внимание на то, что в условиях длительных праздников в Китае уже приобретенные там автомобили задерживаются в очередях на границе и могут прибыть в РФ уже после 1 ноября. Таким гражданам, по мнению Нилова, следует дать возможность "адаптироваться к новым условиям без дополнительных финансовых потерь, которые в некоторых случаях могут стать критическими, особенно когда речь идет о социально незащищенных категориях граждан".
В Общественной палате РФ 9 октября предложили пойти еще дальше и отменить утильсбор на семиместные автомобили для многодетных семей, разрешив им раз в три года покупать машину с такой льготой.
Экспертные прогнозы: что ждать рынку
Независимый эксперт транспортной отрасли Алексей Тузов считает, что после повышения утилизационного сбора рынок ощутимо изменится: дорогие и мощные автомобили, которые сегодня активно ввозятся частными лицами, вскоре станут редкостью. Импорт таких машин потеряет экономический смысл, и фокус сместится на более доступные, компактные модели с умеренной мощностью.
Андрей Ольховский прогнозирует, что в случае принятия новых правил "снижение импорта новых автомобилей составит до 50% в самом начале, когда будут распроданы запасы со старым утильсбором". Позднее рынок частично восстановится, но объемы ввоза все равно останутся ниже прежнего уровня — минус около 30%.
Людмила Угарова из ГК "Обухов" предполагает, что "мы не думаем что какие-то автомобили могут исчезнуть, скорее снизится объем потребление тяжелого люкса, из-за снижения емкости целевого сегмента, и ряд компаний проведут ребрендинг и локализацию своих брендов в России".
Бюджетный аспект: почему реформа важна для казны
Минпромторг фиксирует сокращение доходов от утильсбора, которое последовало после заметного увеличения платежа сразу на 70-85% в октябре 2024 года. Ответом на индексацию утилизационного сбора стал уход "в тень" части импортеров. Из-за этого доходы федерального бюджета, которые обеспечивает этот платеж, вместо ожидаемого роста продемонстрировали сокращение.
"Утилизационный сбор в этом году как доходный источник существенно сократился. Вы знаете, уже были приняты поправки, мы по линии Минпромторга более 110 млрд руб. вынуждены были секвестировать (сократить расходы — прим. ред). Сейчас мы выходим с предложением еще 124 млрд руб. секвестировать. Это те деньги, которые мы недособрали по утильсбору".
При этом в Комитете Госдумы по экологии высказали сомнения в реалистичности планов правительства по сбору утильсбора в 2026-2028 годах. Законопроект предполагает, что казна должна в 2026 году получить с этого платежа 1,65 трлн руб., в 2027 году — около 2 трлн, в 2028 году — около 2,3 трлн. В комитете отметили, что такие ожидания не учитывают текущее падение производства автомобилей в России и сокращение импорта.
Китайский след: блокировки "серого" импорта
На фоне дискуссий об утильсборе появилась еще одна важная новость, касающаяся автомобилей Lixiang. Как сообщают "Известия", премиум-гибриды этого китайского бренда, ввезенные в Россию неофициально, начали блокироваться после обновления программного обеспечения.
После установки SIM-карты и обновления прошивки до версии 7.4 все системы автомобилей Lixiang, выпущенных в мае, перестают функционировать. Представители дилеров предполагают, что "в последней версии ПО реализована функция, предназначенная для борьбы с серым импортом".
Этот прецедент показывает, что производители начали активно бороться с неофициальными поставками своих автомобилей, что в сочетании с новыми правилами утильсбора может серьезно ударить по схеме параллельного импорта.
Заключение: что делать покупателю
В условиях грядущих изменений эксперты советуют потенциальным покупателям:
- Не паниковать — автомобили, уже находящиеся в автосалонах, не попадут под новые правила расчета "утиля".
- Рассмотреть варианты с мощностью до 160 л.с. — такие модели останутся в льготной категории.
- Учитывать возможность изменения модельного ряда — производители могут предложить новые версии с уменьшенной мощностью, как это уже делала Renault в прошлом, поставляя в Россию автомобили с менее мощными двигателями, чем их европейские версии.
- Следить за официальными анонсами — возможность предоставления льгот для отдельных категорий граждан еще обсуждается.
Ожидается, что новые правила расчета утильсбора станут одним из самых значительных изменений в автомобильной отрасли 2025 года, способным переформатировать весь рынок. Окончательное решение и детали нововведения станут известны после официального опубликования документа.
Читайте также про новый налоговый вычет на покупку отечественных авто с 2026 года и как это поможет сэкономить и поддержит российский автопром.
Видео
Оцените публикацию
Вы должны авторизоваться, чтобы оставлять комментарии